Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Полная версия сайта

Показать на карте

История

История создания областного государственного бюджетного профессионального образовательного  учреждения социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум»

berestenev-0353.jpgОбластное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум» при Министерстве социального развития опеки и попечительства по Иркутской области имеет богатую историю, как само, так и здание на ул. Володарского №1, где оно располагается.

Это здание было выстроено для города на средства известного купца - мецената И.Хаминова, (бывшего одно время городским головой) через 14 лет после известного пожара в центральной части города, когда было принято решение о строительстве на Большой улице только каменных зданий. В 1882 году строительство было завершено и 17 января 1883 года в нем было открыто Высшее четырехклассное училище, существовавшее до начала Гражданской войны. Некоторые выпускники училища, закончившие его в разное время, вписали немало ярких страниц в летопись нашего города. Среди них поэт Михаил Скуратов, основоположник сибирской поэзии; Борис Бак, участник борьбы за власть Советов в Сибири; начинал здесь свою учебу и будущий выдающийся поэт, участник Гражданской и Великой Отечественной войны Иосиф Уткин.

В годы Гражданской войны, с мая 1920 года здание заняло управление инженеров 5-й Армии. С мая по сентябрь здесь работал видный военный инженер Д.М. Карбышев, много сделавший для укрепления обороноспособности молодой Советской России и восстановления народного хозяйства Иркутской губернии. Впоследствии генерал-лейтенант, доктор военных наук Д.М. Карбышев принял участие в Великой Отечественной войне и героически погиб в фашистском концлагере Маутхаузен. Ему посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В годы первой пятилетки, в ходе создания советской системы народного образования, в этом здании была открыта семилетняя школа №6. Таким образом, очевидно, что за исключением лет Гражданской войны, здание на Володарского №1 всегда использовалось городом как учебное заведение, во исполнение воли его основателя, построившего городу, кроме училища, еще и гимназию, и ряд других зданий.

В довоенное время учащиеся школы №6 создали по инициативе И.И.Молчанова-Сибирского литературный кружок «База курносых». Кружковцы написали книгу «База курносых», получившую высокую оценку А. М. Горького, пригласившего их на 1-й Съезд советских писателей в Москву. После смерти А.М. Горького была выпущена в свет коллективная книга «База курносых в гостях у Горького», о чем на стене здания имеется мемориальная доска.

Первоначально история училища развивалась на ул. Ямской № 50. Там в 1932 году была национализирована небольшая частная махорочная фабрика, размещавшаяся в деревянном двухэтажном здании, которое было передано вновь созданному Учебно-производственному предприятию (УПП), позднее переименованному в учебно-производственный комбинат. В 1934-36 годах комбинатом было построено кирпичное двухэтажное здание, а позднее и кирпичный пристрой (где сейчас помешается общежитие училища). УПК занимался производством валенок, веревок, имел жестяной и обувной цеха. Производственного плана комбинат не имел. Обучение носило индивидуальный характер.

histori11.JPG


1 сентября 1938 года по приказу Министерства социального обеспечения РСФСР на базе УПК была организована профтехшкола с двумя отделениями: швейным и обувным. А остальные производства были ликвидированы. На обучение принимали инвалидов 2 и 3 групп, контингент учащихся насчитывал около 80 человек. В первые годы швейное отделение имело всего 8 швейных машин: 4 - ножные, 4 – ручные. Из 17 утюгов только 2 были электрическими, остальные грелись на плите, которую приходилось топить круглый год. В обувном цехе была лишь одна заготовочная машина старого образца, а средством передвижения была единственная лошадь. Повара в столовой печи топили углем, никаких средств механизации не было.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, приказом Министерства социального обеспечения РСФСР, инвалиды войны принимались на обучение в первую очередь. В 1943 году на базе профтехшколы было создано Протезно-ортопедическое предприятие, однако в 1949 году вновь было принято решение выделить профтехшколу в самостоятельное учебное заведение. Произошел раздел с протезно-ортопедическим предприятием, произведен капитальный ремонт и 1 сентября 1949 года был проведен первый набор учащихся из числа инвалидов Великой Отечественной войны со сроком обучения 1,5 года, но решение о воссоздании профтехшколы было принято Министерством социального обеспечения РСФСР и Иркутским областным Советом депутатов трудящихся только 1 февраля 1950 года.. С этого времени начинается история превращения небольшой профтехшколы в настоящее профессиональное учебное заведение. Первый выпуск, таким образом, произошел в июле 1951 года, а с сентября 1951 года профтехшкола перешла на двух-трехлетний срок обучения, причем на третий год оставлялись наиболее способные учащиеся, которые становились закройщиками, заготовщиками, мастерами производственного обучения (после обучения в Новочеркасском техникуме). С 1955 года началось переоборудование мастерских электрическими машинами, взамен восстановленной из утиля силами профтехшколы полуторки, Областным отделом соцобеспечения была выделена автомашина ГАЗ-51, ЕРАЗ и «Москвич». На улице Лыткина для расширения профтехшколы было построено типовое школьное двухэтажное каменное здание, но в 1959 году, в связи с бурным развитием того микрорайона и отсутствием в нем общеобразовательной школы, здание решением горсовета было передано народному образованию, а взамен профтехшкола получила здание школы № 6 на Володарского №1,которая влилась во вновь построенную среднюю школу № 65 (в переулке 8 Марта).

Имея теперь две территории, профтехшкола создала библиотеку на 1512 книг, актовый и спортивный зал, продолжала обновлять оборудование и 1 января 1964 года получила статус профтехучилища-интерната для инвалидов.

При училище были открыты курсы по обучению инвалидов вождению мотоколяски и автомобиля с ручным управлением «Запорожец», для чего училищем были приобретены 4 «Запорожца». В 1978 году в училище вводятся две новые профессии: часовщиков и фотографов, принимается решение о строительстве для училища нового единого здания на 250 мест, но здание не было построено, а в восьмидесятые годы подготовка фотографов была прекращена. Для училища настали не лучшие времена, когда было утрачено многое из достигнутого.

histori2.jpg

Новая история ПТУ-И началась с 1998 года, когда были открыты два новых отделения: операторов ЭВМ и резчиков по дереву.

histori3.jpg

Стало приобретаться современное оборудование, проводиться реконструкция зданий, занимаемых училищем, а в новое тысячелетие училище входит и с новой профессией: социальная работа.

histori4.jpgСегодня это единственное учебное специализированное заведение для инвалидов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, имеющее 2 учебные

корпуса в г. Иркутске на ул. Володарского, 1 и Ямской, 50 ж, общежитие на 70 мест на ул. Ямская, 50, - а также летний лагерь отдыха на Байкале «Мандархан».

В учебном корпусе расположены кабинеты теоретического и производственного обучения, оборудованные теле- и видеоаппаратурой, мультимедийным оборудованием, тренажерами, инструментами, бытовой техникой, учебно-наглядными пособиями. Так, кабинет курсовой подготовки водителей категории В оснащен аппаратно-программным комплексом для сдачи экзаменов по ПДД «Нева 2006» на 12 рабочих мест; компьютерным тренажером АКТ-02; персональным компьютером, принтером/сканером/копиром лазерным; наглядными пособиями. Для подготовки водителей в наличии имеются учебный автомобиль «Жигули» 2106; учебный автомобиль «Жигули» 2106 с ручным управлением; система видеорегистрации в учебный автомобиль; маршруты движения учебных автомобилей, согласованные и утвержденные в ГИБДД; договор на аренду автодрома; автоматизированная система приема теоретического квалификационного экзамена на получение права на управление транспортными средствами «Ева – 2006» Версия 1.05.

histori12.JPG

Мастерские также оборудованы всем необходимым. Например, в швейных мастерских есть машины швейные промышленные, швейные универсальные, краеобметочные, швейные многооперационные машины, парогенераторы, электрические утюги, оверлоки, утюжильные столы, столы закроечные, компьютеры, телевизоры, принтеры; наглядные пособия.

Материально-техническая база рассчитана на одновременное обучение 159 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В училище также имеются помещения для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий, обеспечения медицинского, социально-психологического сопровождения образовательного процесса и питания обучающихся: актовый и спортивный залы, баскетбольная площадка; медицинские кабинеты; столовая с обеденным залом, обеспечивающая 3-разовое питание обучающихся; музыкальный зал; комната психологической разгрузки; библиотека.

histori5.jpg

Важное место в деятельности Училища отводится взаимодействию с государственными, общественными и иными организациями города и области.

histori6.jpg

На протяжении всего срока обучения, через активное вовлечение обучающихся в традиционные городские и областные мероприятия, а также через поиск новых интересных молодежных акций и форумов, создаются условия и возможности для возникновения дружественных связей и знакомств, позволяющих людям с ограниченными возможностями здоровья формировать активную жизненную позицию, позитивное отношение к себе, к своему будущему, что в конечном итоге дает хороший эффект в реализации их индивидуальной программы реабилитации и социализации.

histori7.jpg

С большим интересом и желанием обучающие училища откликаются на любые предложения принять участие в городских или областных мероприятиях, как возможность творчески и плодотворно пообщаться со здоровыми сверстниками, быть в курсе событий, чувствовать себя полноценным членом общества.

histori8.jpg

Главной задачей Училища является создание необходимых условий для удовлетворения потребности инвалидов в получении начального профессионального образования (профессиональной подготовки) в комплексе с мероприятиями по медицинской, психологической и социально-бытовой реабилитации инвалидов.


histori9.jpg

Приоритет в учебно-воспитательном процессе отдается следующим направлениям:

сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им здорового образа жизни;

создание благоприятной, мотивирующей на учебу психологической атмосферы в училище;

обучение навыкам самоконтроля, самообразования, самостоятельности.

Училище помогает получить образование молодым людям с ограниченными возможностями здоровья разных возрастов с различными заболеваниями и разноуровневой общеобразовательной подготовкой.

histori10.jpg

Лучшие учащиеся имеют возможности для продолжения учебы не только в Новочеркасском технологическом техникуме Министерства труда и социальной защиты населения, но и в Иркутском госуниверситете, других вузах и техникумах города и области